Психология и физиология первоклассника

Наконец-то ребёнок зачислен в первый класс!
Если вы изначально планировали для ребёнка определённую школу, и ребёнок зачислен именно в неё – замечательно! Но если ребёнка не зачислили в выбранную вами школу по каким–либо причинам, то это не повод для отчаяния. Прежде всего, нельзя ни в коем случае обвинять и ругать ребёнка. Не стоит приводить как положительный пример детей, которые поступили в намеченные родителями школы. Ведь ваш малыш сделал для поступления всё что мог, впрочем, как и вы сами. Не забывайте, что и у взрослых, к сожалению, не всегда получается всё задуманное. А у ребёнка 6-7 лет, как отмечают детские психологи, период поступления в первый класс является сильнейшим стрессообразующим фактором.

Кажется, все переживания по зачислению в школу закончились... Но наверняка у вас ещё остались определенные хлопоты: покупки для будущего первоклассника, организационные собрания, выпускной в саду и впереди несколько месяцев отдыха для родителей и малышей.

Как же правильно использовать это время, чтобы ваш малыш пошёл в первый класс действительно отдохнувшим и достаточно самостоятельным? Главная задача всех близких людей в предстоящий период – формирование у ребёнка положительного настроя на учёбу в школе. Ни в коем случае нельзя пугать ребёнка школой, рассказывать «страшилки» из школьной жизни. Ваша задача — настроить ребёнка так, чтобы в любой затруднительной ситуации ребёнок сумел обратиться за помощью к взрослым и, в первую очередь, к родителям.

Чаще, чем дети, психологический дискомфорт испытывают взрослые члены семьи. Поэтому, прежде всего, следует успокоиться и не нервничать родителям, бабушкам и дедушкам. Если у вас будет правильный настрой на успех вашего первоклассника, то и у ребёнка будет всё благополучно.

Покупки для школьника необходимо делать если не с самим ребёнком, то обязательно с учётом его интересов. У ученика начального и среднего звена школы обязательно должен быть именно ранец! Не стоит идти на поводу у ребёнка, покупая ему сумку на ремне – это приводит к раннему формированию нарушения осанки или сколиоза. По статистике в первом классе у 57% детей формируется нарушение осанки.

Формирование нарушения осанки вызывают несколько факторов

В первую очередь у ребёнка меняется в школе режим двигательной активности: в течение дня ребёнок должен проводить несколько часов в вынужденной позе – сидя за партой. Во время занятий устают от напряжения мышцы спины, и ребёнок начинает сгибаться над поверхностью стола, часто просто теряя контроль над своей осанкой.
В начальной школе на уроках проводят физкультминутки, а дома необходимо давать периодически (каждые 20-30 минут) отдыхать ребёнку, напоминать о сохранении осанки.
Во-вторых, в 7–летнем возрасте происходит первый период физиологического вытяжения, характеризующийся активным быстрым ростом ребёнка до 8-10 см в год. Поэтому быстрый рост костей вызывает вытяжение мышц спины, которые из-за своей слабости не могут ровно удерживать костный каркас.

Так как первоклассник, прежде всего, остаётся физически растущим, развивающимся организмом, не стоит забывать о физиологических потребностях организма.

Перед школой ребёнок обязательно должен завтракать, так как умственная работа основана прежде всего на потреблении углеводов и белков. Не забываем и о потребности в витаминах и микроэлементах.

Дома место для занятий ребёнка обязательно должно быть оборудовано настольной лампой и подставкой для ног (под рост ребёнка).

Не лишаем ребёнка игрушек, они ему также необходимы, как и раньше!

Не забывайте и про потребность ребёнка 7-8 лет в повышенной физической активности!
Обязательно у ребёнка должна быть прогулка, и не только с бабушкой до магазина, но и просто игры на детской площадке. Ведь во время нахождения ребёнка на улице происходит разгрузка для нервной системы, насыщение кислородом. Да и глаза ребёнка — на занятиях приспосабливаются к работе на ограниченное расстояние, тогда как на прогулке работа глаз становится более физиологичной – глаза смотрят вдаль. Кстати, снижение зрения происходит к концу первого класса в среднем у 10% учащихся. Если у ребёнка отягощена наследственность, особенно если есть у родителей миопия (близорукость), то такие детки нуждаются в индивидуальном консультировании у окулиста.

Сон первоклассника составляет не менее 9 часов в сутки. Есть среди детей «совята», которые при любой нагрузке не лягут спать раньше 11 часов, а соответственно в 7 утра ему очень тяжело будет встать и собраться в школу. Тогда ребёнку необходим или дневной сон или необходимо дать высыпаться ему выходные дни. Хотя в 7 лет у некоторых детей ещё есть необходимость в дополнительном дневном сне, тогда стоит пересмотреть режим ребёнка и восполнить эту потребность.

Многие режимные моменты избавляют ребёнка от перегрузки нервной системы. Ребёнок вряд ли сможет вам чётко объяснить, что с эмоциональной и психологической нагрузкой ему тяжело справиться. Поэтому чуткое и внимательное отношение к ребёнку всех близких просто необходимо.

Продумайте заранее, учитывая интересы ребёнка, какие секции или кружки он будет посещать.

Решайте, как малыш будет ходить в школу – один или в сопровождении взрослого. Если ребёнок будет ходить в школу один, заранее проверьте, как он научился закрывать и открывать замки и двери, чтобы не было лишних переживаний.

Несколько раз попробуйте пройти (или проехать) маршрутом от дома до школы в разное время дня. Не забывайте, что движение на дорогах отличается в разное время дня. Рассчитайте время, которое без спешки тратит ребёнок на дорогу от дома до школы.

Заранее спланируйте первый день в школе – 1 сентябрятак, чтобы вы и ребенок спокойно без спешки все вовремя успели сделать; подготовьтесь заранее, не оставляйте все хлопоты на 31 августа. 1 сентября должно стать праздником для вашего ребенка и для вас!

Период адаптации у первоклассника в среднем длится около 1-2 месяцев.

Это значит, что после осенних каникул ребёнок идёт в школу, не испытывая страха, с положительным настроем, с желанием! В период адаптации допускается небольшой физический и психологический дискомфорт у ребёнка. Но если после 2-х месяцев обучения у ребёнка появляются страхи, отклонение в состоянии здоровья или поведения (ребёнок становится раздражённым, плохо засыпает, беспокойно спит и т.д.), или вас как внимательного родителя что-то настораживает в поведении ребёнка, то стоит обратиться к психологу по месту учёбы ребёнка, а, возможно, и к врачу.

Для того чтобы понять, как проходит психологическая адаптация, можно на втором месяце обучения спросить у ребёнка: «Кто у вас в классе лучше всех учится?».
Абсолютно нормальный ответ будет, если ребёнок начнёт с себя, или произнесёт себя в первой тройке. Неуверенный в себе ребёнок о себе упоминать не будет до тех пор, пока его специально не начнут расспрашивать, будет стараться уйти от прямого ответа.

Разобраться, как помочь ребенку справиться со сложностями в переходном периоде, предупредить или устранить возникшие нарушения адаптации возможно при индивидуальном консультировании у специалистов Клиники женского здоровья в Перми, запись по телефонам: (342) 281-93-16, 281-93-19.

Хочется пожелать вам хорошо отдохнуть, запастись терпением. Учитель должен учить ребёнка, а любить его, прежде всего, должны родители!

Врач-педиатр
Кукушкина Ирина Шаукатовна

Статьи

Публикации

Яндекс.Метрика