ГСГ

При обследовании пары, которая обратилась по поводу бесплодия, одним из этапов является исследование проходимости маточных труб.

С этой целью используется эхогистеросальпингография (ЭхоГСГ), ультразвуковой метод, который достоверно определяет, проходимы ли трубы и на каком уровне возникло препятствие. В настоящее время для проведения гистеросальпингографии в Перми применяют УЗИ, которое имеет преимущество в том, что освобождает пациентку от дозы рентгеновского излучения, несмотря на то, что эти дозы в пределах допустимых безопасных норм.

gsg sonogisterosalpingografiya

Плюсы ультразвуковой ГСГ:

• безболезненность и физиологичность;
• отсутствие вредного воздействия рентгеновского облучения на фолликулы яичников;
• длится около получаса, что позволяет наилучшим образом оценить, в каком состоянии находятся фаллопиевы трубы;
• не вызывает индивидуальных реакций и аллергии.

Эхогистеросальпингография проводится следующим образом. Пациентка находится в положении лёжа. Через канал шейки матки, которая фиксируется с помощью специальных инструментов, в полость матки вводится контрастное вещество. Контраст заполняет полость матки и труб. Это сразу же хорошо визуализируется на УЗИ. Если трубы проходимы, то контраст попадает в брюшную полость. Это и есть основной критерий того, что с трубами всё в порядке. Данная методика используется не только с целью диагностики проходимости маточных труб. Её используют для определения дефомации полости матки, аномалий её развития, субмукозных (подслизистых) узлов, поливов эндометрия, эндометриоза.
Гистеросальпингография проводится после определённой подготовки, которая включает в себя обязательный осмотр гинеколога с взятием мазков на флору и на цитологию. Проводится обследование на скрытые инфекции и при их выявлении - лечение. Нельзя проводить эту процедуру на фоне инфекции, так как метод инвазивный и с контрастным веществом, вводимым в полость матки инфекция попадёт в брюшную полость, что может иметь неблагоприятные последствия. Накануне исследования проводится очищение кишечника с помощью очистительной клизмы. Данное исследование проводится в первую фазу менструального цикла, желательно сразу после прекращения кровянистых выделений.
Для проведения исследования госпитализация не требуется, так как проводится она в амбулаторных условиях без общей анестезии. Женщина может чувстсвовть небольшой дискомфорт в нижних отделах живота во время процедуры и ещё некоторое время после. Для его устранения достаточно приёма спазмолитиков. В период после проведения процедуры будут выделения в течение нескольких дней, которые исчезнут самостоятельно без применения каких-либо медикаментов.

Женщину предупреждают о том, что она должна применять методы контрацепции в цикле, когда будет проводится гистеросальпингография. Так как в случае наступления беременности на фоне рентгенисследования её придётся прервать. Зато после процедуры беременеть можно в следующем цикле, конечно, при условии, что результат исследования будет хороший.
Осложнения гистеросальпингографии могут быть связаны с индивидуальной непереносимостью препарата, который будет использоваться в качестве контраста. Поэтому перед проведением обязательно проводится проба. Контраст не должен быть слишком холодный. Температура его при введении должна быть равной температуре тела. Воспалительные заболевания половых органов как осложнение процедуры могут встречаться только при недостаточном обследовании пациентки или недостаточной санации очагов воспаления.
Данное исследование очень важно при подготовке пары, страдающей бесплодием к наступлению беременности. Без него невозможно дальнейшее составление плана обследования и лечения. Этот метод применяют и в качестве динамического контроля проводимого лечения, особенно после пластики маточных труб, которую проводят с целью восстановления их проходимости.
Рентген снимки позволяют сделать правильные выводы о состоянии маточных труб на данный момент, но недостаток в том, что данный метод не даёт представления о степени спаечного процесса. Хотя косвенные признаки спаечного процесса всё же установить можно, и опытный рентгенолог их обязательно увидит и опишет.
Показания и противопоказания к проведению диагностики
Показаниями к процедуре являются следующие патологии:
• подозрение на бесплодие;
• миоматозные узлы различной локализации;
• эндометриоз и гиперплазия эндометрия;
• физиологические пороки развития влагалища, шейки матки, самой матки и придатков;
• истмикоцервикальная недостаточность.
Противопоказания:
• наличие острого инфекционного процесса;
• сердечная недостаточность;
• тромбофлебит;
• почечная и печеночная недостаточность;
• гипертиреоз, нарушенная функция щитовидной железы;
• воспалительный процесс в матке и придатках;
• острое воспаление влагалища и вульвы (кольпит, вульвовагинит);
• неблагоприятный анализ крови (повышенный лейкоцитоз, повышенная скорость оседания эритроцитов);
• неблагоприятный анализ мочи;
• индивидуальная непереносимость йода;
• обильные маточные кровотечения.
Абсолютным противопоказанием является период беременности и лактации.

В нашей клинике для проведения данной процедуры имеется всё необходимое, в том числе оборудование и квалифицированные специалисты, запись по телефонам Клиники женского здоровья 281-93-16; 281-93-19.